К вопросу о конском доспехе
Использование конского доспеха в XIII в. вызывает ожесточённые споры.
Тогда как наличие конского доспеха и в Европе, и у монголов сомнений сегодня не вызывает, наличию защитного вооружения у коней русских воинов почему-то упорно отказывают. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Появление защиты коня в Западной Европе было напрямую связано с походами на восток крестоносцев, которым пришлось вести борьбу с бронированной коницей мусульман. В XIII–XIV вв. конский доспех прочно вошёл в обиход, в основном это была стальная маска в сочетании с кольчужной либо стёганой попоной.
Конский доспех для степных воинов был достаточно обычен, а чингизидское войско опиралось на военную культуру покорённых народов, многие из которых активно использовали конницу, где и конь, и всадник были облачены в пластинчатые доспехи. Такой конский доспех состоял чаще всего из стальной маски, прикрывавшей голову коня, нашейной части и прикрытия корпуса, состоявшего из нескольких частей, скреплённых ремнями. Чаще всего такая броня была пластинчатой, стальной, или набранной из кожаных досок, причём кожу особым образом выделывали, расписывали и лакировали. Конская броня могла также быть также стёганой или кольчатой.
Западноевропейские мечи и фальшионы
Западноевропейские мечи и фальшионы
Прямые доказательства существования конской брони в войске Александра Невского отсутствуют, однако, учитывая массовое применение конского доспеха целыми подразделениями в армии Даниила Галицкого, интенсивный культурный обмен русских земель, особенно западных, со странами Европы, а также монгольское влияние, можно предположить, если не изготовление, то по крайней мере использование её в дружинной среде. Следует заметить, что в защите коня нуждалась, как правило только первая линия боевого построения и общее число бойцов на доспешных конях в процентном отношении ко всему войску было невелико.
Численность армий противников
Точных данных о численности сторон во время битвы на Чудском озере практически нет, однако примерно её можно установить.
Немцы, очевидно, приняв продвижение русских отрядов по территории Дерптского епископства и орденским землям за обычный набег, не стали стягивать все силы, находившиеся в Ливонии (да с учётом боевых действий против литовцев это было и просто невозможно) и проводить тотальной мобилизации, а выступили с воинами, которых удалось быстро собрать, не дожидаясь помощи от датчан.
В этот период в Ливонии находилось 60 тевтонских рыцарей, из которых не более 30 могли участвовать в битве на Чудском озере. От ордена меченосцев после битвы при Шауляе осталось не более двух десятков рыцарей, хотя вряд ли все они были в войске, вышедшем на лёд Чудского озера. Следует учитывать и Дерптского епископа с сопровождавшими его рыцарями, хотя в целом маловероятно, чтобы их было больше пятнадцати человек. Всего это составит не более 65–70 рыцарей.