Элементы и комплексы западноевропейского конского снаряжения

Шлемы могли быть украшены сюжетами на религиозные темы, в качестве примера можно привести относящийся к немного более раннему периоду шлем Ярослава Всеволодовича, хранящийся в Оружейной палате, где к налобной части шлема приклёпана налобная серебряная чеканная иконка с изображением архангела; серебряная же пластина прикрывает брови и наносник. По ободу шлема тянется узор из полосы чеканного серебра.

По-видимому, у знатных воинов не были редкостью и шлемы с личинами – коваными масками, воспроизводившими человеческое лицо, хотя наиболее распространены были наносники и полумаски.

В середине XIII в. наиболее широко используется кольчужная бармица, однако вполне возможны варианты её пластинчатого усиления, в том числе возможны и бармицы чисто чешуйчатые. Кроме того, бармица могла быть стёганой.

Как и в Европе, популярностью пользуется кольчужный доспех. Кольчуга весит от 5 до 10 кг, длина её сильно варьируется, от короткой, едва прикрывающей пах, до довольно длинной. Кольца кольчуги из круглой в сечении проволоки обязательно склепывались и сваривались: одно клёпаное кольцо скрепляло четыре сварных. Кольчуги используются как местного производства, так и привозные западноевропейские с длинными рукавами и кольчужным капюшоном, не редко это просто трофейные.

Часто поверх кольчуги или сам по себе носится пластинчатый доспех. XIII в. – период его интенсивного развития, собственно, и появление самого термина «доспех» можно достаточно уверенно отнести к этому периоду.

Элементы и комплексы западноевропейского конского снаряжения


Наиболее часто используются ламеллярные панцири из пластин, соединённых между собой ремешками или шнурами; на раскопках найдено много пластин для таких доспехов, только в раскопах Новгорода их найдены десятки, их можно разглядеть и по иконографических источниках.

Часто употребляются различные виды пластинчато-нашивных доспехов, наиболее характерным из которых был доспех чешуйчатый, где находившие друг на друга пластины нашивались или наклёпывались на основу из тонкой кожи или ткани. По форме такой доспех близок к кирасе, иногда с оплечьями.

Можно предположить, что в северо-западной Руси начинают в этот период употребляться и различные формы бригантины, то есть доспеха, где основа, на которую наклёпывались пластины, была снаружи, а сами пластины оказывались с изнанки. Основа чаще всего была кожаной, иногда её покрывали сукном. Пластины обычно лудились, и, учитывая, что изнутри их покрывали ещё слоем ткани или тонкой кожи, из за чего доспех не ржавел. Такой доспех, ввиду достаточной дешевизны, прочности и удобства изготовления, в описываемый период становится всё более популярным в Западной Европе, и было бы странным, если бы на Руси не появилось ничего подобного, особенно учитывая тесные контакты Пскова и Новгорода с Западом, примером могут служить облачение персонажей на Суздальских вратах относящихся к 30-м гг. XIII в.